Формула успеха сериала «Ферзевой гамбит»

Автор: | 3 марта, 2021

2020 год взорвала очередная успешная премьера на канале Netflix – мини-сериал «The Queen’s Gambit» он же «Ход королевы», режиссера Скотта Френка. Каким образом авторам и сценаристам удалось раскрутить столь непопулярный мотив и является ли кинолента рассказом только про шахматы?

Ферзевой гамбит

Мы попытаемся разгадать феноменальную популярность сериала и разобраться, какие вопросы сокрыты от нас центральной сюжетной линией.

События в картине подаются глазами главной героини Элизабет Хармон, сыгранной харизматичной актрисой Аней Тейлор-Джой.

Именно она становится проводником публики в захватывающий мир шахмат 60-х годов, украшенный гламурными образами, солнечными видами и духом соревнований.

Эти и многие другие компоненты помогают создателям проникать в сознание большой массы совершенно разных людей.

История молодой Элизабет хоть и отправляет нас в прошлое, на самом деле затрагивает проблемы, актуальные сегодня.

Накладывая одну дилемму за другой, будто слои в торте, кино-кондитеры создают идеальный рецепт – формулу успеха и признания картины зрителями разных культур, полов, рас и религий.

В первую очередь «Ферзевый гамбит» завлекает профессиональных шахматистов, любителей или бывших игроков.

Первый и основной пласт киноленты самый сложный, так как, во-первых, требует специальных знаний правил и сыгранных партий, а, во-вторых, интересен малому кругу телезрителей.

С этими задачами справляются весьма неплохо: в фильме отсутствуют грубые «ляпы» вроде перевернутой доски, неправильного количества фигур или нарушения правил, а сами стратегии взяты из реальных легендарных мировых партий.

Все это заслуга консультантов проекта:

  • национального мастера Брюса Пандольфини
  • и гроссмейстера Гарри Каспарова.

Привлекают внимание разве что пропуск записи своих ходов персонажами, несвоевременное нажатие на часы и передвижение фигур – детали, важные скорее для реальных участников, нежели для среднего зрителя.

А сами состязания, статичные и не эмоциональные в реальности для стороннего наблюдателя, подаются очень динамично и напряженно.

Но одного этого было бы не достаточно для создания такой успешной кинокартины. Второй слой сюжета многогранен и затрагивает множество социальных проблем.

Довольно непопулярная в кино проблема детской наркотической зависимости в стенах приюта для сирот плавно перерастает во взрослую зависимость от наркотиков и алкоголя.

Подобные темы очень телегеничны, так как демонстрируют борьбу героя не со сторонними силами, а с самим собой. В этом же католическом приюте затрагивается вопрос расизма: черному ребенку трудно обрести семью в «белом» обеспеченном доме.

Само собой, важной линией через все серии проходит тема неравенства полов. И если в случае бьет стереотипы ломаются, а битва даже захватывает, то наблюдать подобного в жизни приемной матери девушки мы не можем.

Возможно, когда-то она и пыталась побороть присущие тому времени устои, но зритель знакомиться с ней в уже разбитом состоянии: мы видим женщину, которая привыкла зависеть от мужчин.

И даже обретя свободу и финансовую независимость, стараниями дочери, она все равно ищет пристанище в объятиях нового кандидата и, хоть и на мгновение, обретает «то самое» счастье.

Отношения между шахматистами изображаются не только в момент соревнования, но и в периоды «за кадром». Это и вечера подготовки в полном одиночестве, и непрерывный анализ уже сыгранных партий, чтение книг, а также личностные взаимоотношения между участниками, их жизненными потребностями в любви, близости и работа над собственными слабостями.

А это уже ключ к любому сознанию, так как подобные переживания известны каждому, независимо от рода деятельности, возраста, воспитания и местности проживания.

Центральный персонаж полон контраста: местами она приближает нас к редкостному опыту – чувству некоторого интеллектуального откровения в момент знакомства с доской.

Наделена определенной холодностью в личностных взаимоотношениях, она порой притягивает страстной игрой, во главе которой стоит не так логика, как интуиция.

Украшениями картины служат ее любовь к моде, достаточно комфортное ощущение себя в мужском кругу и знакомство с богемными личностями мира не только шахмат, но и моделей того времени. Все это дарит абсолютно новые неповторимые ощущения, местами развлекательные и захватывающие.

Отдельные фрагменты привлекают именно нашу публику: представления о СССР, как о сильнейшем логическом противнике штатов радует самолюбие и вызывает гордость.

Довольно нестандартное приветливое видение страны, наполненное дружелюбия и свободы.

Но даже это не перекрывает чувство ложного стереотипного восприятия культуры постсоветского пространства: дети в ресторанах во время завтрака предлагают налить водки, а простые люди с радостью начинают болеть за молодую приезжую шахматистку, которая обыгрывает отечественных игроков.

Основной противник же после поражения в финальном состязании целует руку Элизабет и, кажется, все время искренне болеет за нее.

Именно создание такого многогранного и контрастного героя обеспечивает успех киноленты.

Дух командной работы, как ключевая идея, определенно посетил и создателей драмы: все выглядит дорого, грамотно и интересно для разных групп населения.

Ход королевы – это прекрасное и незабываемое путешествие длинной в 7 серий, каждую из которых можно было бы назвать полноценным фильмом. Приятного просмотра!

Эссе — 8 шагов по написанию эссе (правила и примеры)

Топ-15 вариантов начать бизнес без вложений

Clubhouse — это приложение только по приглашению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.